Левиафан

Уже довольно давно наше отечественное кино стало очень уж спорным, если называть его одним словом. Вот и еще один кино-шедевр пополнил коллекцию — фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. И вроде бы про нас, но как-то очень масштабно и при том плоско, и очень уж беспросветно. Маленький вымирающий городок на Севере, красивейшая природа и отсутствие какой-либо нормальной работы и перспектив, зарвавшиеся чиновники и «маленький» человек автослесарь Николай, пытающийся спасти себя и свою семью от «вымирания», и, к сожалению, проигравший эту битву и потерявший себя, дом и семью.

Фильм просто пропитан трагизмом и ненормативной лексикой.
А между тем, красивых мест, где можно было бы снять такое кино, в нашей стране достаточно — полузаброшенных городов и деревень, где люди доживают или выживают вопреки всему на свете. Съемки этой картины проходили в Мурманской области — основные моменты были сняты в поселках Териберка и Туманный на берегу Баренцева моря. И небольшие кусочки снимали в городах Кировск, Апатиты, Мончегорск, Пошехонье.
Поселок Териберка давно уже полюбился фотографам — очень уж он колоритно выглядит. Местных жителей всего-то около двух тысяч, кирпичных домов не так-то много, да и большая часть из них нежилая, а многие и вовсе почти разрушены, стоят эдакими замученными скелетами. Место считается почти браконьерской «столицей» — работы нет почти никакой, а потому все ловят камчатских крабов — свалка крабьих отходов выглядит очень впечатляюще.

Так же как и полусгнившие остовы старых кораблей и лодок, которые из-за холодной погоды до конца не разрушаются (даже в разгар лета в июле тут выпадает снег).
Раньше поселок был пограничной зоной, зато теперь сюда может попасть любой желающий, хотя документы все-таки стоит захватить с собой, потому что пограничники обязательно остановят и спросят, кто вы и зачем прибыли. Не говоря уж о том, что море остается пограничной зоной, поэтому просто так поплавать на лодке и порыбачить не получится. И правду говорят про это место, что само Баренцево море кажется более живым, чем кусочек суши рядом с ним.

Для съемок фильма в поселке выстроили декорацию двухэтажного дома Николая, с теплицей и автомастерской. А на берегу бухты смастерили скелет синего кита для контраста со скелетами заброшенных лодок (да-да, к счастью, скелет не настоящий). А вот рыбоперерабатывающая фабрика реальная, работающая и по сей день — и сцены на конвейере снимали в «реальных» условиях, хотя и в ночную смену.

И несмотря на пронизывающую тоску и безысходность, фильм стоит того, чтобы его посмотреть — все-таки, в чем-то это и есть наша жизнь, особенно если плыть по течению и не пытаться что-то в ней изменить.