Как и где снималось «Белое солнце пустыни»

Творческий процесс создания фильмов длительный и сложный, и в ходе работы часто возникают непредвиденные обстоятельства, и даже казусы. Задумав снять отечественный вестерн, советский кинорежиссер Владимир Мотыль обратился к талантливому сценаристу Валентину Ежову, пером которого уже был создан превосходный сценарий к фильму «Баллада о солдате». Действия фильма «Белое солнце пустыни» происходят в среднеазиатской пустыне, где главный герой красноармеец Сухов спасает от свирепого и жестокого злодея Абдуллы его гарем. Сам Ежов никогда не бывал в пустыне, поэтому пригласил в соавторы Рустама Ибрагимбекова, полагаясь на его знания Востока. Рустам, который также никогда не бывал в Средней Азии и уж тем более не принимал участия в революционных событиях, пообещал непременно поделиться своими «знаниями Востока»…
Несколько интересных фактов о съемках фильма

В начале 1968 года приступили к кинопробам актеров. Наиболее сложным оказалось найти актера для исполнения роли рассудительного таможенника Верещагина, который хорошо знал цену жизни и смерти. Поэтому настоящей находкой стал актер  Павел Луспекаев, проба прошла блестяще. Долго размышлял режиссер и над кандидатурой на роль Катерины Матвеевны. Часто многое решает случайность. Такой счастливой случайностью оказалась неожиданная встреча в коридорах киностудии с тележурналисткой Галиной Лучай. После длительных уговоров она согласилась принять участие в съемках картины и сыграть роль Катерины Матвеевны – колоритной русской красавицы. Летом того же года приступили к съемкам, которые проходили и под Лугой, и в Дагестане. Недалеко от  городка Каспийска были сооружены декорации, а у берега Каспийского моря красовался баркас, который пригнали из махачкалинского порта и для съемок переименовали в «Тверь».

Судьба фильма в руках чиновников

Нежданно-негаданно над съемками фильма сгустились тучи. Сначала  чиновники киностудии решили сменить режиссера, предложив продолжить съемки Владимиру Басову, но он вежливо отказался, затем вздумалось вообще прекратить съемку картины. Дальнейшую судьбу фильма решил зампред Баскаков, который вынес решение завершить производство картины, оставив Мотыля режиссером. И уже весной 1969 года съемочная группа стала активно искать подходящую местность для натуральных съемок финальных сцен картины, концовка к этому времени был задумана новая. А все дело в том, что в 1968 году Марианна Качалова, которая в то время была главой сценарной коллегии при «Мосфильме», не устроила сцена, где жены Абдуллы вылезли из бака и пронеслись мимо Сухова. Все действия были воплощены на киноленте согласно восточным традициям. Однако Качалова приказала изменить финал.

Остановили же свой выбор на съемках в Туркмении, режиссерам пришлись по вкусу окрестности города Байрам-Али. Действия финала должны были происходить в песках пустыни, а тут, как на грех, в Каракумах прошли обильные дожди и  пески скрылись под высоким травянистым покровом. Облетев на вертолете сотни километров, так и не нашли нужную натуру. На помощь пришла доблестная армия, солдаты за короткое время пропололи огромную площадь пустыни. Казалось, можно было бы уже приступать к съемкам, но тут отказалась от роли Денисова, игравшая Гюльчатай. Пришлось искать ей замену и вскоре на эту роль утвердили  молодую студентку театрального училища Татьяну Федотову. Съемочная экспедиция в Среднюю Азию завершилась осенью 1969 года, но у фильма появился совершенно другой финал.

Счастливая случайность помогла фильму выйти на экран

Судьба фильма снова попала в руки бездарных чиновников, далеких от искусства. Акт о приемке фильма в Госкино не подписали. И снова вмешался счастливый случай. Руководителю Компартии Леониду Брежневу, проводившему время на даче, захотелось посмотреть новый отечественный фильм. На свой страх и риск ему прислали «Белое солнце пустыни», фильм Брежневу понравился, это и решило дальнейшую судьбу картины. И уже в начале весны 1970 года в столице состоялась  премьера, а персонажи фильма обрели всенародную любовь. Некоторые фразы, выйдя за рамки кино, стали крылатыми. Многие из нас,наверняка, не раз их произносили по тому или иному поводу: «За державу обидно»или «Таможня дает «добро» и , конечно, «Восток – дело тонкое». А проведенный опрос, посвященный столетию российского кино, показал, что картина «Белое солнце пустыни» достойна, чтобы участвовать в акции под лозунгом «Последний сеанс тысячелетия». Этот сеанс прошел в последний день 1999 года  в одном из московских киноцентров.