«Другие». Реальность нереального

На рубеже двух тысячелетий кинорежиссеры обратились к теме, давно не оставляющей никого равнодушным: проявление в нашем мире призраков умерших людей и контакты живых и неживых. Многие верят, что души умерших живут среди нас и влияют на нашу жизнь, так или иначе. Первой лентой, снятой на эту тему, было «Шестое Чувство» М. НайтШьямалана (1999) с Брюсом Уиллисом. Потом были «Отзвуки эха» (1999) Дэвида Кеппа и «Дар» (2000) Сэма Рейми с участием КэйтБланшет и других известных актеров.

Великобритания, остров Джерси, 1945 год. Старый английский дом, в котором живет мать с двумя детьми и трое слуг. Дети больны, им вреден солнечный свет, поэтому в комнатах полумрак, шторы плотно задернуты, двери тщательно запираются. В доме соблюдают тишину, но он наполнен шорохами и скрипами. Кроме Грейс и ее детей в доме живут призраки. Их видит только Энн, маленькая дочка, но ей не верят мать и младший брат Николас. Грейс строго придерживается заведенного порядка. Она читает детям Библию, занимается с ними, пытаясь сохранить душевное равновесие и уберечь самое дорогое, из того, что у нее есть. Но происходящее в доме доводит мать до сумасшествия…

Фильм режиссера Алехандро Аменобара «Другие» считается лучшим из снятых на тему призраков и привидений. Он сам написал сценарий к кинофильму на испанском языке, а потом перевел его на английский. Продюсерами ленты стали Фернандо Бовайра, Хосе Луис Куэрда и Том Круз. Последний и предложил Алехандро Аменобару снимать фильм по собственному сценарию.

Съемки проходили осенью 2000 года в Испании, возле Мадрида. Часть сцен сняли на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Внешний вид дома Грейс это PalacioDeLosHornillos — особняк, который находится в Сантандере на севере Испании.

Фильм минималистичен. Все события разворачиваются внутри дома, лишь немногие эпизоды сняты на улице, и те в тумане. Цветовая гамма скупа: серый, коричневый, черный, полумрак, полутени. Гнетущая атмосфера тишины подчеркивается редкими скрипами и шорохами, детским плачем, от которых бросает в дрожь. Музыка, написанная самим режиссером, поддерживает состояние неопределенности и тревожного ожидания, которые намного страшнее реальной опасности. Безумие заполоняет собой, заволакивает туманом последние проблески сознания. В фильме почти нет спецэффектов, ритм создает камера, непрерывно следующая за персонажами.

Фортепианная мелодия, которую слышит Грейс, — это «ValsOpus 69 No.1 (Op.Posth.)» Фредерика Шопена.

Роль тихо сходящей с ума матери считается лучшей в послужном списке Николь Кидман. Другую актрису в этой роли сейчас представить сложно, но перед началом работы Николь просила не снимать ее. Ей казался слишком тяжелым контраст между новой работой и фильмом «Мулен Руж», в котором она только что снялась.

Кстати, фильм стал последней совместной работой Николь Кидман и Тома Круза. В неделю выхода фильма на экраны они официально развелись.